Tuesday, July 28, 2009

Шведский миллионер...


Спрашиваю маму: "Что больше всего запомнилось из поездки?" "Ела вилкой и ножом под елочкой", - отвечает. Под эту елочку привез нас на своей двухмилионной яхте, оборудоованной туалетом, душем, телевизором и баром, старый друг моего мужа по имени Сепо - человек собою гордый, несгибаемый и действующий всегда решительно . Так в 20 лет он решительно женился, как говорится, по любви. Прожив в честном браке 30 лет и нажив, словно купец из сказки троих дочерей, так же решительно оставил он свою супругу, посчитав, что долг исполнен. Решительно перетянул он в Швецию свою мюнхенскую любовницу, которая за полгода жизни с ним из уверенной говорливой дамы превратилась в робкую всегда утомленную вдруг постаревшую овечку. Сепо говорит с ней решительно только на шведском, она же вторит ему на-английском, поскольку шведских слов не хватает. Говорят они, в общем, на разных языках в прямом смысле слова. Яхта же, которую они купили сообща, называется " Анели" - зашифорованные имена трех дочерей-Анны, Элеоноры и Линды...
Сепо все делает порывисто и уверенно: рьяно моет посуду, интенсивно жует, громко вещает, четко произнося каждое слово. Мама считает, что мне надо больше с ним говорить, тренируя хорошее произношение. Однако муж мой встречается с другом нечасто- это всегда накладно. Ведь Сепо, как истинный миллионер, не тратит ни копейки на приличную еду для друзей, в результате весь стол всегда за нами. Он напоминает отставного военного, чудесным образом разбогатевшего.
От морского воздуха у меня разболелась голова, а ребенок мой упал в тревожный сон. Когда яхта причалила на один из островов, мы уволокли коляску подальше от ветра, под ту самую елочку, где мама тихонько ела мясо вилкой и ножом и укачивала Анну, пока мужчны парились в бане, купались, общались, выполняли программу максимум, запланированную еще мясяц назад. И пусть весь мир подождет..

Крещение







18 июля крестили Анну именем Агнес в протестанской церкви, где прошлым августом нас с мужем венчали. То мама все гладила мой подвенечный наряд, то теперь - отделанное тонким шитьем детское платье, достающее по традиции до полу. Малышка в нем путалась, обмусолила по дороге весь красивый воротник и почти съела розовую ленточку, словно чувствуя неладное. В церковь мы вошли изрядно помятые и возбужденные. Муж мой был похож на партийного работника брежневских времен - в отрытом где-то сером костюме и сером галстуке, по всей вероятности, в цвет костюму. Со мной он по поводу выбора одежды никогда не советуется, а посему всегда остается собой страшно доволен. Зато крестный отец, Тони великолепный, отличился элегантностью, глубоким загаром и модельной стрижкой... Своей выразительной внешности Тони и сам не рад: огромное количество возможностей исключает окончательный выбор. Ни Мария, ни Лола, ни Лота- все как одна стареющие дамы с детьми - чем-то не устраивают уставшего от своей вечной свободы 44-лехнего мачо. Однако любитель блондинок и яхт вел себя с Анютой как яненок, страшась ее гнева и очень бережно с ней обращаясь. Поддерживая головку, донес до алтаря и спешно передал ее мне. А невеста наша вдруг запела противным голосом в унисон священнику - ухоженной женщине средних лет с абсолютно гладкими платиновыми волосами. Лена пела своим чистым голосом мелодичные псалмы, а я вся сосредоточилась на том, чтобы Анна не пустилась в плач, отдав на съедение мой палец. Однако когда священник предложила мне прочитать отрывок из Евангелия от Матвея по-русски, я перестала воспринимать все происходящее как мало касающийся меня спектакль. От собственного, срывающегося в тишине голоса, произносящего русские слова, прониклась вдруг я жалостью к моему несмышленышу, и скупая слеза меня пробила на удивление родственников другого малыша, которого крестили вместе с нами- двухмесячного Филиппа. Сам-то он проспал сном праведника всю церемонию, ни о чем не подозревая.
Кульминацией ритуала стал момент, когда Лена взяла ребенка на руки, трижды омыла головку водой из купели и высоко полняла над собой, творя молитву. В это время какая-то девочка, видимо, сестра Филиппа, легла на пол и начала делать гимнастику. Анна сразу и не поняла- плакать ей или смеяться - и состроила неопределенное лицо. Когда же оказалась у меня на руках, широко открыла рот и постаралась заглушить финальное песнопение.
Меня саму крестили, когда исполнилось мне 14 лет по моему собственному желанию и выбору. Крестил меня батюшка, любивший выпить и гульнуть, в маленькой деревенской церкви рядом с тур.базой , где я отдыхала с мамой. Помню, что все утро не ела масла, а потом вернулась в домик и съела целых два бутерброда.

Sunday, July 26, 2009

Швед и финн...

По дороге в городок с певучим названием Раума мой муж со знанием дела рссуждал по поводу различий между финами и шведами... По его мнению, шведы-народ более закрытый и при внешней доброжелательности в душу к себе глубоко не пускающий. Оттого и единственый выход при решении семейных конфликтов - развод или бегство в другую страну. Просто потому что люди не способны вести искренний и конструктивный диалог. Зато финны-душевные! И пусть, напротив, улыбаются они не часто и чем-то напоминают нашего человека - по большей части сурового и в разговор с посторонним вступающего неохотно, на самом деле они больше расположены, в отличие от своего северного соседа, "обсуждать проблему". Не всегда идет на пользу шведам их самообладание. Иногда привычка "держать лицо" и следовать правилам этикета становится причиной стрессов как на работе, где простыми смертными сотрудниками , как правило, не предпринимаются попытки противостоять решениям сверху, и дома, где шумные ссоры просто невозможны. Цена внешнему спокойствию и благопристойности - внутренний, подчас мучительный компромисс. "Вот почему вы с мужем так хорошо ладите, -сделала заключение мама, выслушав мой сбивчивый перевод пространной речи, - потому что он-финн! А я-то все думаю: как это у вас так получается находить общий язык!"
Думаю, на самом деле причина того, что мы с мужем ни разу не поссорились, в том, что я не замечаю свернутых в трубочку разбросанных по полу носков и недоделанной веранды, а он-заваленного тетрадками и замусоленными словарями кухонного стола. Каждый делает то, что любит делать: муж-листать новости в интернете, болтать часами по телефону и готовить ужины по рецептам, найденным в том же любимом интернете; я- совершать прогулки до озера вместе с Анной и читать свои книжки. В нужный момент мы соединяемся, обмениваемся комплиментами и благодарностью за еще один прожитый день, где никто никому не помешал свободно дышать, а наутро снова расходимся-каждый в свой мир...

Friday, July 24, 2009


Мама смеется: "Я всегда попадаю у вас то на свадьбу, то на рождество, то на крещение..." Даже в Финляндию мы поехали не просто "страну посмотреть", как было заявлено, но на 60-летие тетки моего мужа - большой молчаливой финки, которая вдруг громко начинала хохотать по вечерам и быстро что-то лопотать на своем наречии, а то решительными шагами входила к нам в комнату, чтобы поласкать и потискать как бобик тряпку Анну, доводя ее до слез. И все же Финляндия стала для меня очень поэтичной кульминацией лета...

Monday, July 20, 2009


Мой ребенок громко смеется, когда ее звонко целуют в пяточки и дуют в голый живот...
Мой муж искренне убежден, что в Швеции благопристойные семьянины не заводят любовниц. Я ему верю...

Tuesday, July 7, 2009

Мой муж очень любит одежду, но - теоретически, так как носит он, в основном, старые джинсы и 100-летней давности с затейливыми логотипами майки, за полцены отхваченные на распродаже в Шанхае. По его словам, все дороги ведут в Китай и все, что мы покупаем, -оттуда. В шкафах и на полках пропадает ворох шелковых рубашек, элегантных галстуков , интересного дизайна пуловеров, до которых никто никогда не дотрагивается. Иногда в особо холодное время муж надевает не слишком презентабельную грубоватую бежевую кожаную куртку и носит до тех пор, пока ему не напомнишь, что пришло лето. Обладатель не менее 15 пар обуви, он как-то прилетел ко мне на свидание в Россию (по дороге в Шанхай) в рваных довольно пыльных ботинках. По возвращении домой он аккуратно положил их в мусорный бак.
Вчера разговор зашел о ладно сшитых финских сапогах, купленных моей мамой 15 лет назад и до сих пор неизношенных. Как урожденный финн (одновременно горячий и меланхолично лиричный), мой муж сразу поддержал разговор об изумительном качестве финских товаров и преимуществе их перед китайскими. Помимо небезызвестных креповых финских носков, те же Хельсинки знамениты магазинами тончайшей выделки кожаных изделий и дорогих сердцу российских женщин норковых шуб.
В связи с интересной темой муж устроил настоящее представление, периодически выбегая из кухни в кладовку и вытаскивая на свет божий очередную вещицу: то отделанную мехом тяжелую дубленку, то 20-летней давности косуху, то кожаный черный плащ, в котором он походил на нового русского перестороечных времен (особенно в сочетании с отхваченной на Арбате высокой меховой шапкой). Примерив одну вещь и покрутившись перед нами с видом заправской модели, он уносил ее обратно, предварительно запаковав в палеотиленовый чехол, а уже после этого выносил следующий дизайнерский шедевр финской швейной фабрики.
Когда показ мод, наконец, закончился, мы спросили: "Для чего он все это хранит, если никогда не наденет?" "Воспоминания", - многозначительно ответил он. А, подумав, добавил: "Сыну пригодится..."
Я спросила маму: "Что такое счастье?" "Отсутствие несчастья", - сказала она. Мой муж на тот же вопрос ответил более абстрактно: "Гармония. Любовь..." Сегодня в час ночи Анна вдруг проснулась и неожиданно громко заплакала. Может, что-то приснилось или заболело, потому как крик ее был жалобный и какой-то молящий. Глаз она не открывала, захлебываясь в крике прямо во сне. С трудом ее успокоили, насильно укачав. Счастье- это когда твой ребенок спокойно спит по ночам...

Wednesday, July 1, 2009

Мама.


Сегодня к нам приезжает моя мама "посмотреть на внучку", которая в данный момент , высоко задрав голые ноги, издает звуки, не уступающие по грозным ноткам Кинконгу. Я сказала маме по телефону: "Наконец-то! А то я уже устала от бесконечных разговоров на расстоянии, прерываемых детскими истериками. И все же я скучаю по городу, сердце болит по Волге и даже твой приезд мне этого не заменит...", на что мама ответила: " Скучать можно по Стокгольму. А тут скучать не по чему. У тебя в квартире нет горячей воды, трамвай под окнами не сняли, стоит пылища и все друзья разъехались в отпуска. А если хочешь, то я привезу тебе вместе с неваляшкой целый пакет ярославской земли..."