Saturday, January 23, 2010

Lilja 4-rever...

Фильм, который надолго засел у меня в мозгах, выбил из реальности и после которого я даже заболела - "Lilja 4-ever" шведского режиссера Лукаса Моодиссона (Lukas Moodyssson).
Сюжет примерно знала заранее и не ждала ничего хорошего: в провинциальном безликом городке бывшего Союза, где-то на заре перестройки, 16-летняя девочка, брошенная укатившей с любовником в Штаты матерью, попадает на удочку ловца за живым товаром. Доверившись в своем отчаянии обаятельному "простому" парню Андрею, Лилия едет в счастливом ожидании перемен в Швецию, где у нее гнусный тип со смазанным лицом тут же отбирает фальшивый паспорт и запирает в убогой квартите с видом на серые многоэтажки, а затем продает ее всяческим ему подобным шведским уродам, хорошо на этом наживаясь.
Единственное существо, с которым Лилия общается- ее "ангел-хранитель" , такой же как она, неприкаянный мальчик Володя, покончивший с собой под ее дверями. Он и помогает Лиле освободиться: она сбегает из страшной квартиры, случайно оставленной открытой ее мучителем, но путь один - на мост, с которого Лиля и летит, превращаясь в ангела.
Таких девичьих судеб - великое множество: во всех уголках Европы втречаются они- несчастные из Молдавии, Украины, России. (Кстати, в Швеции, где проституция карается законом, их меньше). История Лили основана на реальных событиях: в 1990 16 -летняя Dangoule Rasalaites из Литвы, такая же бездомная, хоть и при живой матери, была обманным путем выманена в Швецию, где ее продали в сексуальное рабство. После двух чудовищных месяцев мучений девочке удалось сбежать, но не далеко- до ближайшего моста , выходящего на окружную дорогу Мальмо, откуда девочка и прыгнула прямо на открытую автостраду.
Сюжет, в общем, для Европы ходячий, предсказуемый. Но фильм потрясает, просто потому что Моодиссон создал шедевр, а Оксана Акиншина в главной роли играет столь невыразимо тонко и столь отчаянно, что это причинет боль.
Смотрела и думала о своем подростковом детстве, о серых тревожных 90-х, когда мы в один день вдруг перешли от школьной формы к свободной одежде, которой у некоторых просто не было. Помню первые иномарки, подъезжавшие к школе и встречавшие некоторых продвинутых старшеклассниц. Эти завидные кавалеры, облаченные в кожаные косухи с огромными трубами - первыми совесткими мобилами - были словно черные перестроечные бесы. Помню мою маму, пытающуюся удержать меня, рвущуюся на свободу, встречающую меня на остановках, изводящую своим беспокойством, доходящим до истерики. Как она боялась этих темных пустых улиц, по которым ходила я; этих огромных мерседесов, скорпионами ползающих по набережной; боялась всего этого города, этой страны, где мне суждено было взрослеть. И этот ее страх, помноженный на одиночество, когда один на один с мрачным хаосом эпохи, она так и не смогла до конца преодолеть, хотя сейчас другое время и другая страна.
После просмотра фильма я спросила мужа: "Как тут поверишь в Бога, когда Он допускает такое зло?" Муж ответил": "Если бы все были такими же совершенными как Ольга Энгфельт, мир сошел бы с ума..."
http://video.google.se/videosearch?source=ig&hl=sv&rlz=1R2HPEA_en-GB&q=lilja+4-ever&lr=&um=1&ie=UTF-8&ei=zMdaS4-lBsWa-Aaw95StCg&sa=X&oi=video_result_group&ct=title&resnum=4&ved=0CCAQqwQwAw#

No comments:

Post a Comment